Проголосуйте за это произведение |
"Шукшин в
жизни и на экране" Записки кинооператора
Публикуются по изданию "Роман-Газета", N10, 1999 г.
"Уверуй, что все было не зря: наши песни,
наши сказки, наши неимоверной
тяжести победы, наши страдания,
- не отдавай всего этого за понюх табаку...
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком"
21 августа 1974 г.
(За 39 дней до смерти)
"Печки-лавочки"
Прошла неделя, другая, а может, месяц, и на дверях той же комнаты, где была табличка "Степан Разин", появилась - "Печки-лавочки". Фильм, затрагивающий совершенно другой пласт жизни, требующий другого подхода, технически даже. Сюжет фильма предполагалось развернуть на документальном фоне окружающей жизни. В приказе -- фильм запускается широкоэкранным. И сколько ни обивали мы пороги кабинетов, обычный экран снимать не позволили. Для студии, для проката выгоднее единица "широкоэкранная". Широкоэкранная съемка практически не позволяет проводить хроникальные съемки, а звуковая документальная съемка вообще технически невозможна (вес синхронной камеры - 43 килограмма). Уходит натура. Времени на подготовку нет. Прежде чем ехать на выбор окончательных мест съемок на Алтае, необходимо провести актерские пробы. В первые дни после печального худсовета Шукшин решает тщательно заняться режиссурой, оглядеться. Роль Ивана Расторгуева, проверено, отыграет Леня Куравлев. Силу набрал уже, но надо бы и "пошатать" - маску наработал. Макарыч в Куравлеве не сомневался и долго его не трогал, может, и хорошо делал.
Когда уже укомплектовался основной исполнительский состав, посмотрели в театре "Современник" "Майора Тоота и других". Бурков, исполнявший роль ассенизатора, приглянулся Шукшину. Дали согласие сниматься Санаев, Любшин. Набрана крепкая группа окружения. В ней были Вадим Спиридонов, Людмила Зайцева. Пришло время, Шукшин поручил помощникам отыскать Куравлева для утверждения. Долго отлавливали. Он в Одес- се. Слухи шли впереди - согласился исполнить роль Робинзона Крузо. Шукшин не хотел слышать: "Я с ним загодя сговорился!" Куравлев, конечно же, по-своему толкует этот эпизод. На моих глазах происходила эта житейская игра, драма болезненная, внутрь спрятанная. Я был кровно заинтересован, чтоб Куравлев, а не Макарыч, играл главную роль. Мне лучше снимать, когда режиссер от камеры наблюдает за организацией в кадре, а не занят исполнением главной роли. Он не видит, что творится на всем пространстве, фиксируемом объективом. В первом же разговоре, состоявшемся с Куравлевым по поводу роли, Макарыч почувствовал предательство и не мог этого скрыть: "Таких печальных глаз, Леня, ни у кого ты не видел и не увидишь, наверно". В первый приход Макарыч понял: Куравлев не хочет играть роль. "Я же вижу, материал для него малахольный. Робинзона
Крузо, Шелленберга играть хочет... Ах ты, - говорил в нос, - и он уже звезда, выпорхнул Леня. Это по-русски, - подбадривал себя Шукшин. - Не получается артели, мать твою в барабан". Но еще надеялся - подождем, может, одумается. Не одумался Леня.Подсмеивался над артельностью кино Василий Белов: "Стадом кто искусство когда делал?" Но вот в Белых Столбах посмотрел вместе с нами "Веридиану" Бунюэля и, еще, "Кто боится Вирджинию Вульф?". "Веридиана" его покорила, он поутих.
После разговора с Куравлевым приглядывал Шукшин и Олега Борисова, Геру Мартынюка и Вадима Спиридонова. Вадим не проходил по молодости, Борисова и Мартынюка занятость в театре не пустила. А доброхоты уже доносили: "Куравлев у Лиозновой утвержден на роль Шелленберга". И тогда-то не сдержался, поплакался Куравлеву:
"Что ж ты мне под самый-то дых дал?! Хоть запей! Нет, дудки! А может, Нонну Мордюкову уговорю, и я с ней в паре попробую. Если ей одеяло на се- бя не давать тащить... Мой скелет с ее телом - убедительная ячейка семейная?!" В те смутные дни Шукшин приехал с раскладушкой на Масловку, в арендуемое мной жилье. Через несколько дней звонит Лида. Вася рычит. Но Маша с Олей больны, - он собирается домой. Раскладушка не однажды послужила Шукшину на съемках "Печек- лавочек", и всякий раз в итоге
звонила Лида, потом говорили дочери, и он, смирившись, возвращался домой. Когда заболевали дети, заболевал и Макарыч. Как же он переживал за них, при слове о детях он забывал обо всем.Картина "Печки-лавочки" пошла в работу внезапно, никаких сроков на отработку замысла не бы- ло. Шукшин осознанно не хотел сниматься в "Печках-лавочках", так же как осознанно знал - Степана Разина сыграет сам. В "Печках" же сниматься не хотел чисто тактически, как артист он наигрался у многих режиссеров (профессия артиста в определенный период была его главной кормилицей). Обстоятельства производства складывались горящие - съемки без подготовки, все в спешке. Согласись тогда сниматься Куравлев, вся судьба Шукшина могла повернуться по-другому, может, успел бы он еще многое (и даже ту же повесть "Ненависть" успел бы написать). Сколько раз, заканчивая съемку очередного дубля, отведя глаз от окуляра, видел я отчаянные сомнения Макарыча - Ивана Расторгуева. Бывало и такое: отыграет сцену, крикнет в кадре: "Стоп!" ("мотор" и "стоп" он всегда в кадре сам проговаривал - это, кстати, мне было удобно и хорошо видно в камеру), подлетит ко мне:
"Ну, как там было? - и на молчание взбешенно: - Ты же один меня видишь?!" От вида его и слов - мороз по спине. Смотрю на него, дрожь поднимается, говорю: "Вася, будь добрее". Он вдруг сникнет, улыбнется в пол, в глазу слеза: "А ну давай еще дубль!" Кто знает цену этих затрат?
Все взвесив, понимая, какое ярмо взваливает на себя, Шукшин вломился в работу, как он сам, шипя, говорил, "семейного фильма": утверждена Федосеева, снимались и дочери на пробах. Перед началом съемок добился Шукшин посмотреть нашумевшую на Западе и не выпущенную тогда у нас на экран "Асю Клячину, которая любила, да не вышла замуж". Сам факт просмотра - документ атмосферы на студии Горького того времени. На международных фестивалях фильм показывают, хвалят Кончаловского. Привезли фильм для профессионального просмотра - разрешили смотреть режиссеру и еще пятерым сотрудникам, остальных попросили из зала, мало того, когда просмотр начался, в зал вошел директор студии Г. В. Бритиков, прошелся перед экраном, разглядывая сидящих, и произнес: "Левак левака высматривает", - и зловеще вышел из зала.
Первое, что вызвало мою профессиональную зависть, -- прекрасная оптика и съемочная аппаратура, которой нам так никогда и не удалось поснимать. Макарыч отметил: "Ухватисто снято, внятно и просто". Просмотр фильма был, пожалуй, самым сильным толчком для того, чтобы отрешиться от разинских накоплений и перейти к современной теме. "Ася Клячина" подсказывала нам искать главные сцепления документальных и игровых кусков. Мы не знали, что у нас не будет возможности после окончания съемок вернуться на Алтай и доснять, как, это вцдно по ленте, делает Кончаловский: он возвращается в разное время года, снимает, достраивая свою версию. Просмотр фильма был для нас уроком конкретным: живой человек у Кончаловского, снятый не мешающей ему камерой с искусно записанной его же речью, почти везде "зашибает" артиста. Только Люба Соколова точна, жизненна, ни разу она не "перебрала" рядом с покалеченным войной ее мужем - исполнителем не из артистов. Этот дуэт запомнил Макарыч и не однажды возвращался памятью к нему. Судьба Л. С. Соколовой на особом пригляде была у Шукшина. Макарыч находил в облике Соколовой воплощение русской
женщины. Вот натура для живописца-то. Такое дарование судьба обошла! Прошли годы. Героинь играют другие... И в "Печках-лавочках" Любовь Сергеевна играет эпизодическую роль проводницы.Просмотр "Аси Клячиной" подстегнул азарт Шукшина, вскоре мы уехали на Алтай утверждать натуру. Я ищу образное сибирское село, какое рисуется мне моими давними посещениями. Шукшин выглядывает людей и обстановку: обыденную, работающую на смысл сценария, форму не замечал (меня обижало его отношение к изобразительной стороне фильма). Изображение было нужно ему только как фон действия, основа же -- сюжет, слова, артист. Бывало, рассердится: "Зачем голову себе и мне морочишь? Почему Сростки не место действия фильма? Не хочу мозолить глаза землячкам. Пересуды. Корысть людская. Не будь того, в Сростках бы и снимали". Я едва не плакал от такого отношения и даже помышлял отречься от работы, тем более что неприятностей по моему делу было невпроворот. Макарыч обезоруживал уступчивостью: "Ну, поездим, поищем, раз уж для того на Алтай заявились". В ту пору я представлю себе сибирскую деревню с крепкими крестовыми домами под тесовыми, замшелыми крышами, с лесом колодезных журавлей, с высоченными въездными воротами с навесом крыш, окруженную заплотами, обязательно - с перекатами журчащей реки и, главное, без телеграфных столбов и шиферных крыш, так уродующих сегодняшние людские поселения. Мне мерещилась деревня Верхний Кожубар в Ермаковском районе Красноярского края на реке Омыл или деревня Ворогово на высоком угоре самого Енисея. Но ведь не затянешь в такую даль даже посмотреть - ни дней, ни денег у администрации не вымолишь, да ко всему там мошка, комары, дома без теплых туалетов. Сростки казались мне полугородом, пугало обилие шифера, мешанина столбов, река на отшибе, и люди сплошь шелестящих плащах "болонья".
Остановили свой выбор на деревне Шу.льгин Лог, рядом находилась паромная переправа через Катунь, послужившая без декоративных вмешательств съемочной площадкой. Когда декорация была построена, невероятно сложно оказалось собирать участников массовых сцен из многолюдных Сростков, автобус привозил их с большим опозданием. А многолюдье требовалось, особенно в сцене проводов в санаторий. "Вот у этой женщины, - покажет незаметно Макарыч, - последнего сына недавно трактором задавили, муж на войне
пропал, старший в Венгрии, при исполнении... Вон взглядом в стол уперлась". Она такая и на пленке.Песней сросткинский хор частенько слезу выжимал у Макарыча. И в который раз каялся, что декорацию не затеяли у камней на Низовке, - там в Сростках, легче было и хор собирать, куда богаче случившегося на съемке.
Перед съемкой, утверждая намеченные места окончательно, на пароме увидели мы впервые Федю Ершова-Тилилецкого, он развлекал застигнутых на пароме; невольными слушателями концерта та оказались и мы. Федя сидел на скамейке возле будки паромщика, где потом его и сняли для фильма. С нами он увязался поехать к Чуйскому тракту, а потом ездил до позднего вечера, исполнив по дороге все, что вспомнил, и поведав свою судьбу.
Вечером обсуждали виденное за день. Макарыч сожалел и радовался одновременно. Все, что сегодня Федя успел рассказать, напеть, наплести, - богаче художеством всякого фильма, от которого взвизгивает Дом кино. Вопрос - как подать? Шукшин никак не хотел упустить Федю, для начала снял его на пароме
- для оживления второго плана. Вскоре пришло такое решение: снять нечто вроде сольного концерта - "Федя на черном бархате", - снять синхронной камерой, чтобы пропел он частушку "под надписи" к фильму. "Надписи все одно никто не читает, - рассуждал Василий Макарыч, - время идет впустую, пусть попутно Федю послушают. (Смена надписей сопровождалась резким перемещением исполнителя, то есть Феди, из правой noловины кадра в левую, получалась своеобразная шторка.) В один из ясных дней, когда солнышко ровно освещало берег сквозь реденькое марево, мы повесили черный бархат и сняли три коробки пленки - это тридцать минут экранного времени; Федя пропел собственного сочинения частушки, и мелодию "Мать-мать" исполнил им сочиненную, а разогревшись, перешел на совсем народные - "с картинками". Этот материал Шукшин показывал потом Василию Ивановичу Белову. Белов отмечал, что Федя стеснительно, страдальчески поет те, что "с картинками": не терпит его натура ругательств, он их - "впробормот".Федя незаметно прижился в школе деревни Шульгин Лог, где лагерем квартировала съемочная группа. Паспорта у него не было, вообще никаких документов, и ничего, кроме телогрейки и балалайки. Когда ему стали выписывать деньги за съемку, у бухгалтера возникли вопросы: нет никаких документов. Сам Федя, когда его спрашивали о фамилии, гово- рил: "Ершов Федя из селения Чепож, Эликмонарского района". А местные жители наделили его фамилией Тилилецкий, он принимал и такую фамилию, при этом часто-часто кивал и улыбался. Получать деньги Федя отказывался: "Дайте мне яловые сапоги, телогрейку и штаны теплые". На заработанные деньги ему купили еще две пары брюк и рубах несколько. Радостный, он облачился во все это. Его спросили: "Не жарко, Федя?" - "А что делать? У меня складов ведь нету. А уберечь до холодов охота!" Если к нему приглядывался кто, он миролюбиво заверял: "Я не воровливый". Когда группа, закончив работу, покидала Алтай, многие расписались на его балалайке. Федя обреченно прощался. "Возьмите", - говорили его глаза. "Художническая душа была у Феди", - вспоминали потом участники тех съемок.
Титры (надписи) к "Печкам-лавочкам" с поющим Федей задавали тон фильму, оставляли впечатление. Однако после первого просмотра лично Владимир Евтихианович Баскаков (первый зам пред- седателя Госкино) тоном, не терпящим возражений, сразу, как погас экран, заявил: "Сморщенного старика, самодеятельного, выбросить из фильма полностью".
Вскоре исчезли из монтажной и три коробки "золотого" сольного концерта Феди. Федя заносил балалайку за спину, глядя в камеру, а руками за спиной перебирая стальные струны, наигрывая собственную мелодию "Мать-мать", и пел - все плакали. И мне глаза застилали слезы, благо камера статична, и я заслонял окуляр ладонью. Сколько сил было потрачено на поиски коробок, но след их не обнаружился. Остался один из урезанных вариантов надписей с Федей, в итоге отвергнутых Госкино. Его я использовал в документальном фильме "Слово матери", где о судьбе Феди рассказала мать Шукшина, Мария Сергеевна: в следующий год после съемок Федя погиб на Чуйском тракте.
Привожу запись рассказа Марии Сергеевны с фонограммы фильма: "Погиб он, бедняжечка, ни за что. Поехал на свою родину или в Горно-Аптайск на попутном грузовике, и тут, недоезжая ишимского моста, машина перевернулась, дважды перевернулась. И опять же стала на колосья. Шофер поглядел, что она не повредилась, ну, и никто не видит, все включил и уехал. А Федю бросил. А Федя голову разбил, кровью исходил. И пошел напоследочек на балалайке играть. А тут, конечно, шофера ехали и видели, что человек такой окровавленный, - они тоже скорей удирать. А один пожалел, что ли, - остановился. Спросил: "Что с тобой?" И Федя успел - рассказал. Шофер тоже, наверно, побоялся, говорит: "Хорошо, я еду в Майму, скажу, приедут за то- бой". Приехали, а он уже был мертвый".
Несколько раз за время работ по фильму "Печки-лавочки" я ночевал у Макарыча в Сростках, где тогда еще хозяйствовала Мария Сергеевна и когда все там было не музейное. Во дворе его прилаживался снять Марию Сергеевну, она, заметив, что я настраиваюсь, исчезла со двора (один только кадр обманом вместе с Макарычем и сняли, в фильме - не остался). Никакие уговоры сына не убедили Марию Сергеевну: "Ни за что, не надо! И так деревенские проходу не дают, сам снимаешься - и ладно, а то и меня страмить возьмутся. Не хочу, не надо!" А уж когда умер, она безропотно сниматься соглашалась, кто бы ни попросил. Утверждаю, дом-музей ничего похожего с домом Шукшина не имеет. Я дал себе зарок: не бывать в вылизанном доме, заполненном вымыслом.
Дом был мало ухожен, Макарыч страдал: "Одна старуха в каменной клетке. Попробуй зимой натопи ее и обиходь! Мать одна боится, уедет в Бийск к Наташе, антенну сорвали с крыши, шифер тащат. Пробовал увезти мать в Москву, с невесткой не уживется, и с Наташей (дочерью) жить не может. Болит душа, а как сделать лучше, не найду. Самому приехать? Жить постоянно не смогу уже. Да и зем- лячки затерзают. С ними хорошо на расстоянии!"
Каждое появление в его доме связано у меня с посещением баньки, что в сарайчике, во дворе. Банька была, как уже почти везде в Сибири, переделана "по-белому".
Перед завершением съемок в Шульгином Логе остались ночевать в Сростках для прикидок съемок финала. Обговорено было - финал снять на Бикете, где теперь проходят Шукшинские чтения. Но как? На съемку пейзажей на Бикете можно извести всю положенную на фильм пленку - место завораживающее. Пейзажная панорама под музыку - не лучший вариант финала. Как это эпическое место подать действующим лицом повествования? Меня гонял по Бикету вопрос, каким образом в одной панораме показать больше подробностей, которыми заполняешься, впервые попав на эти просторы. Мучили варианты съемочные. Шукшин метался - чем закончить фильм? Хотелось привязать любимый с детства Бикет. Вот для этого, оставшись у Марии Сергеевны, мял на Бикете варианты съемок для финала дотемна. Но и прогулки приятные, запах богородицыной травы, звуки и запахи затихающего к ночи села. Сырой, прохладный ветерок. Хорошо думается... "Эх, люблю это место. Для меня здесь пуп земли", - слышал не раз от него. Съемка финала откладыва- лась, ждали, когда отремонтируют в местной кузнице операторский кран, наконец доставленный из Москвы (кстати, кран обратно в Москву уже не отправляли - списали на металлолом, - такую технику отвалила студия Шукшину).
Вот тут уж похвастаюсь. Я предложил Макарычу для эпической панорамы сидеть на земле в черной рубахе, а я, снимая широкоугольной оптикой, отъезжал бы от него. Горизонт за спиной выгнется, Иван в темной рубахе потеряется на земле, а камера медленно уйдет на круговой обзор далей. На бугре Макарыч вслух обсуждал предложенное: "Ладно, красиво! Ну, сижу на земле. Курю? Что я еще мо- гу делать? Набросятся - пропаганда курения... А оно мне подспорье - где бессилен, закуриваю... В сапогах! При галстуке? Сам себе надоешь! А если сижу на теплой, как вот сейчас, земле, босой, и весело скажу: "Все, ребята, конец!" - и я буду прав. Скоро конец... Всему конец... Прямо в глазок тебе еще последний раз подмигну, подтекст проглянет, а если нет, критики его сыщут. Ты еще увидишь, что такое критики! Что они понапишут!"
Проходили дни, съемки откладывались, Макарыч мял финал сомнениями. Надо его заявить в начале фильма, сделать зрителю знакомым это место. Спешно сняли танец плотогона Бори Маркова с рюмкой на лбу. Добротно поставленная и снятая сцена выполняла свое назначение, но была изъята как увлекающая зрителей к алкоголизму.
Перед самым отъездом операторский кран наконец сваркой укрепили, и мы сняли четыре дубля, один остался в картине, другие по окончании работ по фильму были смыты. Все дубли снимали, передвигаясь по Бикету сверху вниз, так что все они по-разному выглядели, и в каждом из них Макарыч импровизировал. В одном он вставал и шел, и камера шла с ним, потом камера отставала, а он уходил под гору к реке... Редакторы убеждали Шукшина выбросить финальную панораму как мало что дополняющую к уже показанному в фильме. Шукшин держался, особенно ради реплики "Все, ребята, конец!". Он не расшифровал ее, но смысл в ней видел однозначный - для русского Ивана... А во время сдачи фильма садился за микшерский пульт и зажимал звук перед репликой "Все, ребята, конец!" - и мы, заранее сговорившись, погромче кашляли, чтобы не услышали принимающие картину (таких моментов по ходу просмотра было несколько). И слова эти остались;
однако к началу тиражирования фильма их убрали: после сдачи еще девять месяцев фильм подвер- гался "урезкам". Шукшин торговался, отстоял финальную реплику, выбросив взамен фольклорные перлы Ивана Расторгуева. Все эти налетные переделки изрядно искалечили фильм. В конце семидесятых годов я просмотрел "Печки-лавочки" в Аркалыке, в Казахстане. Реплики "Все, ребята, конец!" там не было вовсе. Стал смотреть в Сибири - там не было и других реплик. К ужасу своему, узнал, что во всех областных конторах кинопроката существуют еще редакторские ножницы. А кто дает указание? Конкретно не докопаешься.
Несколько лет уже приезжаю на Бикет и всегда готов извести всю пленку, которая со мной. Не перестаю удивляться "фотогеничности" его в любое время года и суток. И как же бесхозна на самом-то деле земля наша, если на таком месте, как Бикет, поставлен изувечивший местность ретранслятор. Разве мало равновеликих сопок по высоте рядом с Бикетом в тех же Кучегурах? И под этой чудовищной рогатиной проходят Шукшинские чтения, на которых бестолково звучат слова об охране среды.
Как принято при монтаже фильма, в который раз мотаем пленку на начало. Первый кадр мы снимали в переулке деревни Шульгин Лог - панорама с проездом камеры. В ней участниками были звукооператор нашего фильма Матвеенко, чаще называемый "Майхак" (любимая им марка магнитофо- на), и артист Крымов, исполняющий роль сельского учителя. Ехали мы на съемку поездом трое суток и всю дорогу снимали вагонную хронику, в основном детали и лица, которые потом оживили сцены в вагоне, снятые в павильоне студии. Поскольку строительство
декорации "Дом и двор Расторгуевых" затягивалось, приступили к съемке объекта "плот". Организации подготовки съемок практически никакой. Директор еще находился в Москве. Нужен-то был плот из десятка всего бревен, но и того не было подготовлено для съемки. В день съемки привезли мокрые длиннющие бревна, которые нельзя было пилить (дали их только для съемки), тут же, в кадре, их скрутили канатом. Плот, медленно проплыв два десятка метров, сел на перекате. На другой день его сдернул бульдозер, но на плаву плот продержался недолго. Пришлось плот имитировать с лодки. Эх, и нервищ истратил Шукшин на проведение съемок! Ничего не было готово, все организовывалось в кадре. Шукшин никогда не отменял съемку, чего бы ни учиняли ее организаторы. Про себя скрипел, но снимал. Тут же на съемке переделывал сцену для тех обстоятельств, в которые его судьба бросала, и лепил эпизод.Вот пересказ "линии плотогона", как его снял для фильма Шукшин до монтажа. В окончательной редакции фильма остался маленький осколок - приглашение Ивана отпраздновать его отъезд, - все остальное ушло из фильма. На роль плотогона Василий Макарыч пригласил скульптора из Минска Бориса Маркова, наделенного природой многими дарами, в том числе красивым голосом.
1. В верховье Катуни, где река, зажатая с двух сторон огромными каменьями, вырывается в долину, далекие ледники ярко отражаются в воде, среди этого буйства меняющихся картин мягко несется плот, управляемый могучим парнем. Закрепив рулевое весло и приложив руки рупором, он кричит:
"Кто украл хомуты?!" Эхо троекратно четко отвечает: "Ты... Ты... Ты". Плотогон улыбается на круп- ном плане и говорит тихо, себе: "Не видели, а обвиняют!" Плот удаляется. Повод показать природу... Над горами и рекой тот же голос: "Кому не спится в ночь глухую?" Эхо отвечает.
Камера с пейзажа возвращается на лицо плотогона. Смотрит в камеру, улыбается: "И это бывает". ("Пусть пока побудет хулиганство. Набросятся целомудренные, а первую реплику выторгуем", - надеялся Шукшин.) В результате и первая реплика "полетела". Редакторы Погожева и Алла Гербер формулировали: "политическая аллюзия - "Не видели, а обвиняют!"2. Плот проплывал деревню Шульгин Лог мимо дома Ивана, там шли проводы его на курорт, к югу. Иван зазывал плывущего плотогона и его спутника привернуть к берегу, отметить отъезд. Плотогон, не раздумывая, отвечал: "Нет, тороплюсь... потом".
3. На вокзале, ожидая поезда, Расторгуев с женой увидели, как из ресторана милиционеры выдворяли пьяного плотогона Борю. Он шало и покорно шел в окружении стражей и вдруг взревел:
"Кто украл хомуты?" Люди осуждающе оглядывались, Иван инстинктивно отошел в глубину, дернув и жену за рукав.
Эпизод вплетался второпланово в сюжет поездки главного героя. Шукшин торопился: "Снимай побольше вокзальной жизни". Попробуй наснимай ее таким тяжеленным широкоэкранным "конвасом"! Зайдешь с ней в вокзал, люди шарахаются или смотрят любопытно, разглядывают. Кое-что все-таки нам удалось одолеть благодаря азарту молодости.
4. В прологе фильма и была упомянутая выше сцена, названная "Танец плотогона". На угоре, где заканчивается фильм, под балалайку Феди Ершова-Тилилецкого босой плотогон лихо отплясывал на пыльной дороге (перифраз хрестоматийной сцены из фильма Довженко "Земля") с рюмкой водки на лбу.
Отсняв сцены с плотогоном, часть парома, вводную панораму дома Расторгуевых с заездом, в одном кадре, внутрь жилища (панорама была по метражу почти 150 метров), отсняв всю сцену в избе, накопили около четырех тысяч метров пленки и, как настаивала администрация, отправляли снятый материал малыми порциями. Наученный еще в Белоруссии, я собирал материал в большом количестве и отправлял в проявку с надежным ассистентом: проявка большой партии всегда однороднее и ровнее, и мне легче ориентироваться - где я ошибаюсь, где лаборатория. С отснятым материалом поехал в Москву темпераментный ассистент оператора Шура Ковальчук. По истечении означенного срока, не получив известий от Шуры, звоню в лабораторию, диспетчер стола заказов объявляет: "Все в браке". Шуры нет ни дома, ни на студии. На другие сутки ночью застал Шуру дома,
он хладнокровно подтвердил: "Все брак!" Спрашиваю: "Смотрел негатив?" - "Нет". - "Срезки видел?" - "Нет". - "Вези срочно мне срезки". Идут дни, группу лихорадит, только и разговор о браке. Прилетает из Москвы директор фильма Звонков, привозит с собой позитив. Обращается к Шукшину при всех на съемочной площадке: "Решай сам. Студия с себя ответственность снимает". Посмотрели мы на экране позитив. Ничего не видать, и сплошные просечки ОТК. После просмотра - уныние. Звонков в зале предлагает Шукшину пригласить мне в помощь профессионала со студии или заменить меня. И в этой обстановке Шукшин не отдал меня на заклание. Мы заказываем Москву, я первый начинаю разговор и сразу слышу угрозы и обвинения, но все-таки добиваюсь перепечатки одного заказа.Прошло еще десять дней, когда с перепечатанным материалом появился Шура Ковальчук, привез срезы и устное объяснение: "Позитив запроявлен в машине". Сколько же нервных клеток сгорело в те дни, а у Макарыча - особенно. После победы в этой "добродушной" студийной игре появился азарт окопный и ожидание новых дел. Следующая партия снятого вселила надежды, работа понемногу выровнялась и набрала силы. Пошло повеселее.
Закончив съемки в Шульгином Логе, съемочная группа переселилась в город Бийск. Съемки проходили в окрестностях Сростков и по Чуйскому тракту-до самого Горно-Алтайска. Обедали в столовой сросткинского колхоза, удобно расположенной у тракта. Обычно подъезжали всей съемочной колонной, около десятка машин, ранее не виданных в этих местах; иногда до полутора сотен участников съемок и сотрудников заполняло столовую. Местные ахали. А тут пошли ночные съемки. Слепящие диги (мощные осветительные приборы), тьма летающей мошкары. Ревут мощные громкоговорители, и командует всей этой артелью Василий Шукшин. У столовой слышу такой разговор: "Разве у помещика могло быть столько техники и людей в услужении, а Шукшин держит. Говорят, колхозу отвалил четыреста пятьдесят тысяч на детсад". Под эти домыслы сколько земляков просили у него три рубля...
Закончили мы съемки на Алтае с опережением сроков. В Москве предстояло начинать павильонные съемки с самого большого по метражу объекта - "Вагон". В этот период я некоторое время был занят жилищной проблемой (у меня отбирали квартиру в Минске). Вернувшись в Москву, прихожу на студию с ощущением вины, директор картины мне объявляет: "Завтра в десять часов утра сбор группы в дирекции". Чую недоброе. Бегу в монтажную к Макарычу. Он говорит: "Знаю, ходил к Бритикову.
Опять что-то затеяли... Как у тебя? - расспрашивает. - Чем кончилось? Ну да ты ничего, крепок, по лицу не видно, что было туго". Ни единожды меня не укорил Макарыч.... Никогда не творил он помех окружающим. Смотрю, Макарыч настроен победно. Просит побольше поснимать городской и вокзальной хроники... Успокоился я... Утром у Бритикова вся группа. Коротко докладывает директор Звонков о производственных показателях и скоро переходит на "климат" в группе. Из его слов явствует, что отсутствие профессионализма и оскорбительное отношение оператора Заболоцкого к сотрудникам требует принятия срочных мер. После него берет слово звукооператор Матвеенко и клеймит меня уже густо. Зам директора Женя Смирнов подключается. Монтажер фильма докладывает об отсутствии хлопушек в материале. Директор студии призывает и остальных к разговору. Тут вылетела гример Валя Захарченко и горячо за меня заступилась. Вслед - второй оператор Примак:
"Кроме как с бездельниками, ни с кем другим у операторской группы разногласий не существует, а о профессионализме нашем судит ОТК". Точку поставил Шукшин, попросил Бритикова свернуть обсуждение и довершил разговор с ним наедине.
Короче, вышел Шукшин с директором студии на прямой конфликт, назревший не сегодня. В злове- щей атмосфере приступили к съемке "вагона".
Чем больше видел Шукшина в работе, в житейском круге, тем больше жалило какое-то его одиночество - вроде никогда не бывал без собеседников и коллег, а все же был как-то отстранение одинок. Ни один из маститых режиссеров студии его не поддерживал. Он снимался у Герасимова, надеялся на его поддержку. "Разина" Герасимов не поддержал и "Печки-лавочки" посмотрел, когда основные урезки были уже совершены. Последней поддержки директора студии Бритикова он лишился, как считал сам Макарыч, за год до начала "Разина", выложив свое убеждение в принципиальном споре, возникшем в поездке. Семейная жизнь была у него сложнейшая, не зря он часто называл ее "чесоткой". Детей любил и работу любил. Работа его спасала.
Для меня наступила пора, когда работа операторская стала счастьем. Режиссер всегда в кадре. На просмотре он видит материал как бы впервые, реагирует радостно на варианты мизансцен. Доверяет операторской группе без него снимать жанровые сценки, детали - радость показывать ему снятое. А как он ждет материал, а после пристраивает в фильм наиболее удавшееся...
Попробовали снимать Шукшина в универмаге на Серпуховской площади. Слава Богу, его не узнавали, он внедрялся в поток, обыгрывая свое в нем участие, и как ладно получалось - то обгонит кого-то, вильнув телом, то заговорит с кем-то. Для "городского блока" был снят эпизод, рожденный днем текущим. На Большой Пироговке, точнее, на Девичьем поле, устанавливали памятник Льву Толстому, скульптора Портянко, а в глубине сквера еще стоял старый, изваянный из красного гранита С. Д. Меркуровым в 1927 году. Лев Николаевич - в рост, с руками за поясом, в неизменной своей толстовке. Фигура нового памятника близка была к завершению. На огороженной наспех площадке рядом с глыбой сидящего Льва Николаевича стояла отдельно на земле равновеликая белая голова, которую камнетесы переводили в гранит. Шукшин снял такой эпизод: Иван с женой проходят мимо старого памятника и видят, что делают второй того же писателя. Спрашивает жену: что бы это значило? Гляди-ка, два памятника подряд?! Затем залетает за изгородь спросить и видит две головы, подбегает - она его росту равна. Зачарованно он подлетает к камнетесу и спрашивает: "Почему голова-то отдельно?" Его посылают куда подальше. Нюра тащит его из ограды... Эпизод получился веселый, нес зрительную информацию о памятнике и точно определял время, затронутое в фильме, - лето 1971 года. Смыта со всем не вошедшим материалом и эта законченная новелла.
Был сентябрь, когда, прервав съемки в Москве, мы уехали на две недели в Ялту для съемок эпизода "Расторгуевы на курорте". В сценарии Шукшин описал комнату и кабинет врача в Ливадийском дворце, который знал по съемкам, в которых участвовал как артист. Но на Ливадийский дворец мы не получили "добро", нам разрешили провести съемки в Воронцовском дворце в Алупке. Сократив сценарный текст и весь эпизод, Шукшин обошелся двумя днями съемок в гостиной и у главной лестницы дворца. Пляжи еще были полны отдыхающими. Без всякой подготовки облюбовали скопления загорающих, куда внедрились и наши Расторгуевы. Пляжный материал
был отснят с избытком.В Москве было уже ненастье, когда заканчивали прерванные съемки...
Наступил час, и первая сборка всей картины показана худсовету. Реакция сдержанная. Выступившие признавали какие-то эпизоды, все предлагали свои переделки. На следующий день на студию лично приехал В. Е. Баскаков, смотрел и Бритиков. Мы ждали в комнате группы. Устало Макарыч разглядывал список-картотеку пронумерованных замечаний: "Убрать Федю напрочь", "Переснять титры", "Финал заменить", и еще, и еще.
Больше месяца проводил озвучивание, шлифовал текст. Выравнивал сюжетный бег картины. В очередной раз показывая редакторскому совету студии, мы записали обсуждение на диктофон. У него дома прослушали пленку. Он тут же набросал на бумаге "критический" перечень эпизодов - по
выступлениям редакторов две трети материала подлежало исключению. До конца года возился Шукшин с поправками к фильму. Весело? А тут еще событие - картину без него показали в Алтайском крайкоме, и первый секретарь Георгиев, недовольный фильмом, звонил председателю Госкино, просил фильм на Алтае не демонстрировать. А следом пошли разгромные статьи в "Алтайской правде" Юдолевича, Лавинского, а за ними и в других газетах. Статьями незамедлительно воспользовались на студии и в Госкино. И пошла резня его...Последняя капля: даже родной дядя Шукшина, случившийся проездом, председатель колхоза на Алтае, обиделся. "Нет у нас таких механизаторов, как твой Иван Расторгуев. Жизнь ушла вперед! Все изображаешь вчерашний день?" - говорил он, поедая сосиски, тут же рассказывая, что едет из Польши, что вот перед поездкой наставляли, как вилки-ложки держать, не чавкать, а чем там чавкать, ни разу супом не накормили: "В плошке жижицы дадут"... Макарыч покатывался: "Ну чем же ты отличен, дядя, от моего Ивана?"
В одночасье решив поехать в Тимониху к Белову, Шукшин позвал меня с собой. Больше недели прожили мы вместе в заснеженной Тимонихе. Вот уж было время выяснить тезкам свои взгляды на текущие житейские и литературные процессы. Стояла морозная, ясная зима. Русская печь, натопленная с утра, наполняла избу запахом щей. Я был за повара. Топили баню. В соседней деревне Лобанихе слушали доклад парторга-библиотекарши, посвященный годовщине Советской Армии (значит, было 23 февраля). В зале были дети, старухи, собаки и мы. Увязавшийся за нами крупный пес соседа Цветкова по кличке Дунай лежал, придремывал по ходу доклада, неожиданно вздыхал, вызывая оживление.
В ту пору были долгие темные ночи. Морозило крепко. Поочередно мы грели бока на русской печке и просиживали до утра. Я становился невольным свидетелем разговоров сплошь о литературе. Говорили о Яшине, Абрамове, Твардовском и его журнале. Вершиной Солженицына оба Василия находили "Матренин двор" и "Захара Калигу", а в только что прочитанном "Августе четырнадцатого" находили желание автора соревноваться со Львом Николаевичем. И оба восторгались и числили классиком Бориса Шергина и прочили ему собрание сочинений... Пока не сбывается. Я слыхал, что он живет в подвальной комнате на Рождественском бульваре в Москве. Володя Голованов предлагал снять о нем документальный фильм, но ни одна студия не сочла возможным финансировать замысел. Возвращались к разговорам о Солженицыне, выходило, что он в своих исторических сочинениях чего-то недоговаривает, трактует иные факты истории и судьбы в дозволительно принятой направленности.
Вышли мы ночью проводить соседа, принесшего нам картошку. Темень - хоть глаз выколи, во всей деревне два окошка тускло светятся - энергию экономят, у всех же счетчики. Свет только у нас в доме, да в коровнике на окраине ярко светит каждое окно, и вокруг на столбах фонари в снегу отражаются. Я спрашиваю: "Что же это у вас в домах темно, а коровник как небоскреб светится?" Соседа в обиходе зовут Фаузий, полное его имя Фауст Степанович Цветков, он на язык скор, без раздумья: "Да, Толя, так и есть. Бабе и корове жить можно, а мужику и коню - погибель". Вот уж повеселился Шукшин: "Вот мужичок и здесь оправдался. С таким умом бабы не справятся. Слаба власть".
Прикипевшие к суете столичной, мы еще не успели насладиться тишиной, как подоспела телеграмма, вызывающая Шукшина для очередных технологических работ по фильму. Предстояло ответить и на приглашение осиротевшей мастерской М. Ромма - быть ли мастером во ВГИКе. (От мастерской Макарыч отказался, как ни уговаривали его многие люди.
)Пребывание у Белова было единственным эпизодом, которому я свидетель, когда Шукшин был раскован и счастлив. Выбирались из Тимонихи до Москвы на "перекладных", то есть на тракторе, "газике" и поездом. Белов срочно уехал по вызову, раньше, перед отъездом, предлагал Шукшину:
"Выбирай любой дом, я тебе куплю его. Хочешь, сам выберу?" А дом, на выбор, стоил триста - пятьсот рублей. "Покупай уж тогда всю деревню, коль так щедр", - посмеивался Шукшин. Тогда я позавидовал Макарычу - есть у него друг.
Шукшин "зарядился" в Тимонихе. Планы набрасывал один заманчивее другого. По возвращении посыпались предложения как исполнителю от многих начинающихся картин, но против всяких его желаний ему пришлось исполнять роль маршала И. С. Конева в фильме "Освобождение".
"Печки-лавочки" тихо прошли в Доме кино, еще незаметнее - на экранах. Шукшин "Печки-лавочки" ценил, считал некоторые сцены в них для себя достижением: ночной разговор Ивана с женой в квартире профессора, часть сцен в вагоне, начальную сцену проводов.Ивана на юг и
еще несколько.В "Калине красной" насчитывал сцен больше, и роль Егора будоражила его хлеще, дух захватывало, но об этом ниже. А пока вышла в издательстве "Современник" его книга "Характеры", и вот что он мне написал на титуле: "Толя, есть возможность лязгнуть. А это на память тебе. Апрель, 1973 год. В. Шукшин".
Приближалось время работы по "Калине красной".
Проголосуйте за это произведение |
|
|
Фильмы Шукшина поражают. Даже в 70-е придумал ему "определение": "Достоевский в мелочах". Теперь понимаю, что не только в мелочах. Их обоих объединяло то самое важное в искусстве, что как-то сформулировал Лев Толстой по поводу Достоевского: "Читая иного писателя, ловишь себя на мысли - как искусно и талантливо написано, и даже завидуешь его мастерству. Читая же Достоевского совершенно забываешь о том как это все сделано, потому что все это не написано, а выстрадано и живет уже само по себе." Неделю назад Олег Павлов дал почитать воспоминания Анатолия Заболоцкого - оператора Шукшина. До сих пор хожу "под впечатлением". Сегодня (28,VIII.2003), в день смерти моей мамы, просидел несколько часов, сканируя "роман-газету". Мама любила фильмы Шукшина. Был он нам всем родным человеком.
|
|
|
Бегут дни. Отстоятся туман, обман, словоблудие. Оглянешься, и светло станет. Светло оттого, что были и есть еще на Руси такие мужики штучные, как Ипполит Николаевич Новодережкин, ждущие лидеров, а сами для того тихо и трезво работающие. С ними без огладу спокойно при их жизни. Зовет юдобру и посмертное о них поминание.
|
|
|
|
|
Валерий Куклин
|
|
Ваш вопрос повисает в воздухе, ибо обращен не ко мне, а в пустоту, как всякий крик отчаяния. Хоть и пишете вы будто бы ко мне. Существует одна мудрая мысль: ╚Кто платит, тот и заказывает музыку╩, которую хорошо иллюстрировал В. И. Ленин в работе ╚Партийная организация и партийная литература╩, остающейся актуальной во все времена. Тот, кто оплачивал съемки фильма ╚Война╩ теперь волосы, простите, на собственной заднице рвет, оттого, что фильм получился об Иване-дураке, российском блаженном, вами почему-то непочитаемом Идиоте. Лучше б, думает, отдал те миллионы на сериал типа ╚Русские богатые прямо-таки только плачут и плачут╩, какие шлепают, как под копирку и весьма профессионально, ребятишки, крутящиеся вокруг казнокрада Никиты Михалкова. Режиссеру, чтобы оправдаться перед кинобратками, пришлось стряпать бесовский фильм по Булгакову. Вот и остается надеяться, что вскоре появится какой-ни-то чудак-режиссер или опомятовавшийся богач, который поставит хотя бы сериал по моему, например, роману ╚Великая смута╩ или три сериала по романам Виорэля Ломова, или про грандиозной эпопее Петра Алешкина ╚Русская трагедия╩. Только ведь надеяться на подобное чудо глупо. В Пекин на последнюю международную книжную ярмарку Кремль привез всю эту горбачевско-ельцнско-путинскую пишущую тусовку. А десять ребят из Группы 17 приехали на свои деньги. И знаетье, что они услышали там? Я имею ввиду кремлевских паханов. ╚Вы нам этих сказали китайцы, показывая на ╚кремлевских соловьев╩, - не привозите больше. Это не писатели. Вот Ганичев привозил настоящих русских писателей и Алешкин привез настоящих русских писателей╩. Но книгами ╚кремлевских соловьев╩ завалены все прилавки и склады России, а книги настоящих русских писателей еще надо поискать. Это я к тому, что основа каждого фильма сценарий, а то и книга, на базе которой создается сценарий. А за хорошую книгу в наше время могут и убить. Те самые люди, что заказывают музыку. О себе скажу. Прочитайте, пожалуйста, роман ╚Истинная власть╩ здесь на сайте мой роман. Поймете, почему его выкупают и уничтожают, почему катают на меня телеги в суды, почему по фактографии никто не опровергает меня, но обвиняет в невысказанных мыслях. Думаете, найдется кто-нибудь на Руси способный поставить по этому роману фильм? А ведь канва детективная, масса экзотических подробностей и география такая, что для любой киногруппы одно удовольствие помотаться по свету. И написано хорошо. Даже две премии за него получил в совокупности с первыми двумя томами о Великой смуте начала 17 века. И нужны обе книги именно государственнообразующей русской идее. Но Вы помните старый фильм ╚Алешкина любовь╩? Он потряс сознание всей смотрящей кино планеты. Ни один фильм в истории мирового кино не оказал такого впечатления на сознание людей, даже особо чтимый в СССР ╚Летят журавли╩ с блестящей драматургией Виктора Сергеевича Розова и с гениальным кинооператором. Может, по-вашему, выйти нечто подобное по гуманистическому звучанию хоть в одной современной стране? А ведь 1950-1960-е годы были едва ли не только самыми мирными годами на земле, но и самыми добрыми, мудрыми даже. Вспомните, пожалуйста, итальянских неореалистов или франко-итальянский фильм ╚Закон есть закон╩, разоблачающих сущность любого государственного образования, как системы селекции негодяев. И включите телевизор с нынешними реками крови, с оголтелой агрессией США по всему Востоку. Все это звенья одной цепи. Чтобы не снимали режиссеры кино об этом, деньги отдают псевдоисторической фантации-инсинуации ╚Кочевники╩ либо ╚Коду да Винчи╩. Вот когда рак на горе свистнет, тогда мужик и перекрестится. И банкир тоже С приветом, Валерий Куклин
|
|
Всю ночь писал вам ответ, а потом вдруг понял - ни к чему. Вам не важно, что вам пишут, что вам стараются сказатьи почему вас пытаются понять - вам просто приятно, что с вами общаются. Это - не плохо, но и нехорошо - приходится терять массу времени на то, чтобы слова ушли в мусор. Нет смысла повторять, что "Алешкина любовь" и "Алеша" - это не только разные фильмы, но и абсолютно противоположные друг другу по нравственному содержанию произведения. Как и объяснять вам, что "Калина красная" - пошлятина и пакость. При этом я очень почитаю два фильма Шукшина: "Живет такой парень" и "Странные люди", то есть не являюсь антишукшинистом в полном смысле этого слова. Мы с вами можем только переписываться, словно вести разговор слепого с глухим. Попробуйте не обижаться на меня за эти слова. И на прощание... Обратите внимание на фильмы А. Рогожкина, на фильмы В. Чикина. Это - современные режиссеры. Поверьте, им очень тяжело было снимать "Нац. особенности..." и ""Не послать ли нам гонца". Они - настоящие герои, что сумели сделать эти фильмы по собственным сценариям (А Рогожкин еще сумел и развенчать алкаша-генерала, столь полюбившегося любителям "Калины красной" в своем "Блокпосте"). Таким режессерам страшно тяжело работать на киношабаше, по-прежнему руководимом елдьцынским соколом Швыдким. Спасибо за внимание. Прощайте.
|
|
Что касается ╚Калины красной╩, то я писал рецензию на этот фильм когда-то давно - для перестроечной печати, потом она в кастрированном виде выходила в ╚Литературной России╩, но со сменой власти в этой газете случилось так, что 46 из 49 моих статей с сайта еженедельника исчезло, в том числе и оная. Потому я сомневаюсь, что вы найдете экземпляр развернутой статьи моей о ╚Калине красной╩. Разве что в Ленинке. Впрочем, другую статью - о самом Шукшине вы сможете прочитать на моем сайте www.valerijkuklin.narod.ru в рубрике ╚Цензура╩ после 19 октября, когда закончится год ее мытарства по СМИ России. Что касается слова ╚пошлость╩, то разные люди вкладывают в нее разные понятия. У Шукшина в фильме ╚Живет такой парень╩ оным словом определила одна из пассажирок героя, как наличие горки подушек на кровати и шеренгу слоников на комоде. Масса советских кинокритиков хором объявляла всякую мелодраму (пьесу ли, фильм ли, роман ли) пошлостью, равно как мною любимый Маяковский почитал пошлыми всех, кто притворялся марксистом, оставаясь, по сути, малограмотным хапугой. По мне пошлость это сопли вора-рецидивиста, обслюнявливающего березки и одновременно обманывающего и предающего впавшую в нищету мать. Пошлостью выглядит плач его по этому поводу под белой церковкой на зеленом холме под голубым небосводом. Я уж не говорю об откровенном анахронизме в описании образов уголовных дружков героя, равно как и о ╚малине╩, каковой она могла быть разве что в сороковых-начале пятидесятых годов, но никак не в семидесятых. Когда художник заставляет меня сочувствовать жулику, залезшему мне в карман, только потому, что тот в глубине души хороший, а вот жизнь его сделала подонком, я почитаю такого художника прохвостом, продавшим свой талант этому криминальному пахану. Жан Вальжан у Гюго мне симпатичен до того момента, как он стал бизнесменом. Гаврош никогда бы не стал капиталистом Жаном Вальжаном вспомните о тех малышах, что стали его приемышами и жили с мальчиком вместе в брюхе слона. Шукшин же вынуждает меня сопереживать будущему не то Березовскому, не то Гусинскому и прочим авторитетам. Герой его, которого предлагается нам любить, мерзок по отношению даже к женщине, которая пригрела его и стала настоящей опорой явлению уникальному в подлунном мире. Советую, раз уж вы заикнулись, прочитать мои рассказы на эту тему, выставленные сейчас на РП, ╚Любить по-русски╩. Шукшин едва ли не первым в русском киноискусстве заявил, что позволено все, а сейчас эта мысль стала основополагающей в современном кино, которое вам не нравится. Надеюсь, что хоть на этот раз вы внимательно прочитали написанное тут мной и попытались задуматься над поставленными вопросами. И последнее: не стоит учить меня вежливости. Достаточно не лукавить самой. СУВ. Валерий Куклин
|
|
Приветствую вас и благодарю за комментарий к моей реплике. Но сначала немного о другом. О Шукшине. О ╚Калине красной╩. Сам я не поклонник блатного жанра и всех этих ╚шансонов╩ и зоновского душка во всех сферах нашей жизни. Но у Шукшина был советский характер. Его герой только по сюжету блатной, а на самом деле, как мне кажется, это типичный изгой. Советское общество плодило их пачками. Не обязательно все становились ворами и преступниками. Многих просто заносила судьба на край страны, расшвыривала по всяким стройкам и медвежьим углам, отрывала от семьи, лишала корня. Все это можно списать на издержки нашего советского строя. Думается что герой ╚Калины красной╩ такой человек. Так, по крайней мере, воспринимали этот фильм мои родители. Пошлым это стало только сегодня, когда всю эту нашу беду подняли на щит уже не как трагедию, а как фарс. Вы пишете, что отношения его к матери, его слезы пошлы. Но это не так. Просто это трагедия. Ему не нужна мать, таким людям, которые жили и умирали по разным причинам в дали от родных мест, где они и жили может быть только до совершеннолетия, не нужен был такой дом. У них не было дома, он был разрушен или войной, или политикой раскрестьянивания, или просто тем, что не сложилась судьба. Что общего у него и у матери-старухи? Таких вот примеров когда по стране можно было гоняться за птицей удачи, не задумываясь о том, что будет завтра, можно привести исходя личного опыта огромное множество. Например, была такая практика в советское время, когда дети платили пенсию родителям. Деньги слали, а сами домой не ездили. Наверно им живущим в городах это было сделать трудно, психологически тяжело приехать в родной колхоз, увидеть нищету и грязь по колено. В тоже время это порождало глубокую душевную драму. А какие очереди были в отделы кадров, чтобы устроиться на завод, получить профессию, работать и жить по-человечески. В чем тут пошлость? Как выразитель национального характера и души Шукшин передал эту трагедию, да, не без жаргона, как и поэт Н. Рубцов. Но тогда блатное не было эстетизировано и канонизировано (как в одной пьесе: у них пока о дни слова, и только самое начало╩). Ну, начинали уже эстетизировать, но кто же знал тогда, что именно эта часть населения возьмет социальный реванш за свою воторосортность, кто знал, что к власти придут такие вот личности, со своим мировоззрением и своей ментальностью, что все мы будем шагать по жизни под ╚мурку╩? Что касается веры, то я человек верующий. Хорошо понимаю (ну в меру своего понимания) во что верят православные, особенно в части объяснения смысла символов веры и самых фундаментальных оснований веры в Бога. В этой части я думаю примерно так же, но по другим причинам, и исходя из других знаний. Мне например не нужно для того чтобы понять основы мира пережить откровение. Я и так знаю, что, где и почему? И с моей точки зрения вера православная самая правильная говоря языком не каноническим. Другое дело, как смысл учения растекается по древу церкви, сколько достается от истины каждому верующему в отдельности. Но за корни я спокоен, в этом мое отличие от атеиста, или просто не верующего человека. Я, например, запросто могу хоть сейчас придти в церковь и окреститься, и ничто уже внутри меня не напряжется и никакой ломки, от которой кричат научными статьями в атеистических журналах у меня не будет. А вот за науку не поручусь. Тут много писалось о судьбе атеиста. Мужественные люди, осознавшие пропасть между наукой и религией, между знанием и верой. Ну не хотят они поступаться своей верой в науку. Но верить в науку бред. Наука лишь способ более адекватного описания мира, но во многом и это иллюзия, созданная успехами эмпирических наук. Верить в способ, в язык суеверие научного характера. Легко, впрочем, разоблачаемое. В отличие от атеистов, и ученых без веры, я считаю, что этот переход от науки как формы описания мира к науке (в ее отдельной части) как средству обретения какого-то ответа по поводу оснований мира вполне возможен. Проблема на самом деле чисто техническая, и на данном этапе вполне решаемая. Наука уже дала нам такую картину мира, которая совпадает с религиозной по своей мировоззренческой функции. Пропасть между ними стала значительно уже, и ее просто можно перешагнуть. Уверен, что этот переход будет сделан. Уважаемая Ия. Я просто хотел обратить внимание на несоответствие нашей логики и логики религиозных текстов. Меня беспокоит, что надо все время переводить с одного языка на другой. Я бы предпочел язык Оригинала, то есть язык науки. Уважаемый АVD. Я вас прекрасно понимаю (надеюсь!). От вас ( в этом вопросе) меня отличает только то, что я не считаю обязательным для веры переживание откровения, а так же не считаю что жизнь вечная так важна в том ее смысле в каком она рассматривается верующими. Для меня достаточно рационального понимания. Страшный суд, или жизнь вечная для меня транспонирование наших страхов на физическую реальность. Со страхами же хорошо справляются психотерапевты и священники. Другое дело, что традиционно наука дает не полное рационально объяснение того, что действительно относится к основаниям нашей потребности в вере. Есть вещи, которые за пределами рациональности вообще, и отдавать себе в этом отчет необходимо. Это просто надо понять. Но в современной научной картине мира есть такие пробелы, которые делают ее непригодной для формирования веры. Пробелы эти чисто технические. Это не проблемы языка. Вообще неоправданны ожидания, что де физика, или какая другая наука укажут причину чего бы то ни было. ╚Этому╩ (что и разумом не постигается) нет причины. Есть такое слово ╚предвечное╩, оно мне больше нравится , хотя и оно не вполне удовлетворительно описывает то, что я хочу сказать. Вот законы не как форма отражения структурами мозга тех сигналов, которые он воспринимает и преобразует в структуры знаковые, а те, которые стоят ╚за ними╩ (за законами) - вот они однозначно предвечные. Есть простая форма констатации этого: мир таков потому что он таков. Об этом я даже и спорить бы не стал. Другое дело, что все наши проблемы касаемо формирования веры, связаны как раз с законами внутри нас, с недостатком осмысления частных законов. Я представляют себе эту проблему как отсутствие краеугольного камня, без которого вся картина построена на песке. Дело не в сложности вопроса, а в цене ответа. А что касается трактовки образов Писания, то обыденное и религиозное их толкование разное суть. Меня лично (в глобальном смысле) беспокоит проблема перевода, необходимости говорить на двух мировоззренческих языках одновременно. Но это опять же мои личные проблемы (точнее, это не моя, а точнее даже не проблема, так как я при желании могу переводить и сам). Истинная трагедия в том, что на самом деле это никому не нужно. С одной стороны толкование Библейских сюжетов, с другой голый эмпиризм, позитивизм, сциентизм. Настоящих теоретиков (которые раньше проходили по философскому ведомству) нет. Спасибо вам за добрые слова в мой адрес. Последнее время сильно увлекся политикой с практической стороны. Кажется наконец понял, как работают главные механизмы общественного организма. Очень интересно видится происходящее и будущее в России. На эту тему я обязательно что-то опубликую. С уважением ко всем, Игорь Крылов.
|
|
Здравствуйте. Сегодня просмотрел ╚Код да Винчи╩. Обычная голливудская кинодребедень с обилием компьютерных спецэффектов и массой многозначительных фраз и выражений лиц. Ничего крамольного для христианской церкви не увидел, ибо Магдалина, насколько мне известно, у католиков святая. Как насчет православных? И еще Грааль это сугубо католический атрибут или оный есть и в православной религии? Если есть, то почему только западная литература и только западное кино использует эту посудину для легенд и мифов? Конечно, вся эта болтовня о якобы дьявольской сущности этого произведения рекламный трюк. Но я попался. Не будь этого идиотского скандала, не стал бы смотреть. А уж читать и тем более. Прямо так и тянет засесть за какой-нибудь ╚Код жаренной картошки╩. После просмотра этой халтуры хочется вернуться к гениальному, хотя тоже оплеванному той же самой тусовкой фильму ╚Последнее искушение Христа╩. И вот у меня возникает вопрос: почему? Почему все, что касается проблемы осмысления Христа, как Богочеловека или вообще задуматься о коротком пребывании Его на земле в качестве смертного, который не только кормил пятью хлебами тысячи и спаивал народ вином, но и сморкался, кашлял, производил прочую продукцию для нужд опарышей, вызывает столь единодушный, но кратковременный вопль возмущения ревнителей чистоты веры в Него, а вольное описание сценического действия в помещении храма, то есть на сцене в присутствии зрителей, обернулось столь сильным гонением на Толстого, как угроза пусть даже не отлучить его от церкви, а как-то наказать? Не понимаю. С уважением и ожиданием ответа. Валерий Куклин
|
|
|
|
|
|
|
За поворотом - незаметно, Приходит зимняя пора.. И только память, память - светла, И только дружба не стара
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасибо за Ваш отзыв. Ведь материала о Шукшине не существовало в электронном виде и приятно, что недельная работа не пропала зря. Впрочем, работа с такими материалами в радость - на это не жалко времени.
|
К сожалению так и не увидело свет 8-ми томное собрание сочинений, которое должно было выйти под эгидой ЮНЕСКО. В марте 2005 года на официальном сайте администрации Алтайского края появилось сообщение об издании восьмитомного собрания сочинений Василия Шукшина. Администрация намеревалась приурочить проект к 76-летию писателя. Обещалось, что восьмитомник выйдет по инициативе ученых АлтГУ под эгидой ЮНЕСКО, что это будет самое полное собрание сочинений Василия Макаровича из всех, что когда-либо выходили. А предисловие должен был написать губернатор Михаил Евдокимов... Даже если бы работа над собранием сочинений началась в начале 2005 года. На его издание (предполагалось выпустить 10 тысяч экземпляров) потребовались бы год-два. Проект был рассчитан на несколько лет. Когда из администрации ушел главный его куратор Святослав Григорьев, о собрании сочинений все сразу и забыли. А что касается эгиды ЮНЕСКО... В московском бюро ЮНЕСКО было заявлено, что администрации Алтайского края в поддержке проекта отказано и что она невозможна в принципе - использовать знак организации можно только в юбилейном издании автора или в рамках проекта ЮНЕСКО. Знать об этом и все равно трубить о сотрудничестве с ЮНЕСКО В общем при жизни не ценили, после смерти должное уважение не оказали, хотя везде пишут, что Шукшин классик...
|
Мне думается, что в понимании чиновников ЮНЕСКО Шукшин не может почитаться классиком. Вот Буш - это классик. Ни ведь даже к юбилею Пушкина не финансировали они издания полного собрания истинного классика на русском языке. Издательство "Воскресение" выпустило со скрипом и с огромным числом ошибок да обмана в комментариях собрание весом в добрый пуд и в ужасном переплете- и все. У нас даже Лев Толстой как следует до сих пор полным собранием не издан, даже Ф. Достоевского издавали с таким количеством дыр, что словосочетание академическое собрание сочинений явно фальшиво . Я уж не говорю о Блоке, о Есенине и многих, многих других классиках. По-вашему администрации Алтайского каря лучше выпустить очередные книги Шукшина, чем пустить эти деньги на строительство какого-нибудь коровника или ремонт школы, сельской больницы? Что за похабное отношение к государству, как матке. которую модно почас подсасывать до конца жизни своей? Нет советской власти уж на Руси. Умерла - так умерла. Ищите спонсора среди нынещних бандитов, издавайте сами полное собрание сочинений Макарыча. А что брешут алтайские власти, так вы их простите. Шукшин и сам прибрехнуть при жизни любил. Так что традиция. Вам бы ее в дипломной работе отметить. Если будете анализировать рассказ Шукшина о том, как его главный герой брал в плен во время войны Гитлера, например. Очень поучительный рассказик. Не будьте занудой. Валерий
|
|
Да фигня все это: любишь-не любишь писателя. Рассказы его для себя я лично открыл еще, когда Василий Макарыч только опубликовался в "Октябре" в первый раз. И пил с ним однажды спустя лет десять. На халяву, кстати. И фильмы его все имею в своей фильмотеке, вплоть до редчайших. Но... надоела патока вокруг него. Помню в институте у нас была встреча с А. Тарковским - однокурсником Шукшина, так вот Андрей Арсеньевич тогда впервые зародил в меня сомнения о том, что есть автор, и что есть его произведения, как раз на примере Василия Макарыча. А потом их однокашник Виноградов, ставивший мою радиопьесу, подтвердил многое из того, что сказал Тарковский нам, и добавил массу других деталей из жизни писателя-режиссера, которые утвердли меня в убеждении, сформированном Тарковским. Вся нынешняя выспренность о Шукшине порождена его вдовой Федосеевой, актрисой средних дарований, но удиваительно парктичной в быту. Я раз всего был свидетелем их семейного конфликта по поводу нашей нетрезвой компании, слышал их перебранку - и этого мне хватило для того, чтобы завершить для себя образ писателя. К тому же я именно в те годы умудрился достать и прочитать рассказы театрального актера, критика и писателя 19 века Горбунова, которые по стилистике, манере изложения и набору характерных типов очень тесно смыкается с по-настоящему лучшими произведениями Шукшина. Все это заставило мня понять одну простую, как гвоздь, истину: Шукшин - выразитель мыслей и чувств горожан первого и второго поколений, оставшихся сердцем на своей крестьянской родине и паразитически лишь принявших городскую цивилизацию. А горожане кровные любят его за то, что Шукшин смотрит на пришлых деревенских в городе свысока. Шпана уголовная любит его за то, что Шукшин ими любуется и им благоволит, люди искусства им довольны за то, что Шукшин при реализации его произведений образы простонародья оказываются лубочными и потешными. Мне же он нравится, как мастер сюрреализма, при этом он сам не осознавал это. Достаточно посмотреть его фильм "Живет такой парень", чтобы убедиться, что это покруче будет Бунюэля. Но указанием свыше именно в таком свете рассматривать критиками творческий потенциал Шукшина было и продолжает запрещено, а велено почитать Василия Макарыча лапотником - его и почитают великим лапотником миллионы. А там, где почтение - там и визг до неба: "Великий! не замай!". "Навели хрестоматийный глянец", блин... Мне не нравится роман его "Я пришел дать вам волю". Как не нравится и роман "Степан Разин" А. Чапыгина, хотя последний в сравнении шукшинским и по стилистике гениален, и по динамике сюжета превосходит, и по обрисовке психотипов, и по фактуре... да по всему. Плохи они тем, на мой взгляд, что исторически ложны одинаково, и свидетельствуют о наплевательском опустошении авторов к источникам. Если хотите, то лучшим романом о Степане Разине следует считать книгу С. Злобина, за которую он справедливо получил Госпремию СССР, и незаконченный роман того же Чапыгина "Гулящие люди", где сам атаман расположен на втором плане. И то, что эти авторы оказались за бортом сознания нынешней читающей публики по вине Л. Федосеевой и ее команды коммерсантов, превративших память о Шукшине в бизнес, мне тоже не нравится. Ну. а вы клеймите меня за это позором и дальше. привык. Валерий
|
|
|
КСТАТИ, О ВЕСНЕ Анфиса: / Всем. С Весной вас!/ --- Всем до Вас дела нет. / А вот того мазурика, / Что исподлобья / На Вас глядел / И был отвергнут ... / Его позвать Вам кто мешает? / Тем более Весна Вам шепчет - / Он не так уж плох. / И право слова, / Может это перст Судьбы. / Н., 27 апр 2009 /
|
"Летят журавли" -- В Ленинграде нас застало триумфальное шествие фильма Летят журавли. Много раз мы смотрели этот фильм. На Невском проспекте в теперешнем ВТО два сеанса подряд не выходили мы из зала, завороженные пластикой фильма, и видели, как рыдали кинематографисты. Все вроде просто: каждый профессионал подготовлен исполнить такое художество, ан не успел. Выходило, искали все, а нашли Калатозов, Урусевский. -- Да, Летят журавли. Я его смотрел разов двадцать, не меньше. Но никто почему-то никогда не вспоминает о композиторе М.Вайнберге, который такой же Автор, как и Калатозов и Урусевский. Разумеется для меня зрителяЮ нет смысла знать, как это сделано! Но это сделано здесь. И меня распирает чувство гордости. Знай наших, проклятые америкосы со своим "Убить Билла - 2" или прочей хренью. С этой бабой, кот. с фонариком в гробу. ... Свят-свят! - Лучше не вспоминать! Летят журавли! - это радость. Летят журавли - это счастье! Этот пробег по лестнице, эта воображаемая свадьба. Чего там говорить. Хорошо. / Н., 27 апр 2009 /
|
|
|
ПАРУ СЛОВ НА: -- [79.181.200.196] Анна - Лилиомфи пишет: "...И меня распирает чувство гордости. Знай наших, проклятые америкосы со своим "Убить Билла - 2" или прочей хренью. " А просто порадоваться своему (?!) достижению, не унижая чужие, никак не получается? Надо стараться, такая гордыня отдает высокомерием, дорогой(ая). -- Согласен, грубо. Но Билла невозможно оскорбить, унизить, уверяю Вас, Анна. Где-то по TV показали карту Америки 1799 г. /год рождения А.С.Пушкина, между прочим/. И что? - спросите Вы. Так вот, там соседствуют Русская Америка и Новая Англия. Где сейчас Русская Америка? Правильно, нет и в помине. То-есть, цивилизация Биллов оказалась более живучей, более наглой, более агрессивной, чем другие соискатели на Американском континенте. А фильм "Убить Билла", бессопрно сделан талантливыми людьми. И он убедительно показывает зрителю, что в жизни надо идти по трупам, выдирать глаза. И это очень клёво и прикольно. Так вот, мне как-то не светит перспектива повторить судьбу американских индейцев И ЗАСЛУЖИТЬ ПОЧЁТНОГО МЕСТА В СИБИРСКИХ РЕЗЕРВАЦИЯХ. Так что, я бы поостерёгся черезчур западать на чудесные американские боевики и неотразимую Уму Турман. Кстати, любопытно, что небезызвестные музыкальные братья назвались группой "Ума 2rman"/ / Нов - ск 28 апр 2009 /
|
|
"...Так вот, мне как-то не светит перспектива повторить судьбу американских индейцев И ЗАСЛУЖИТЬ ПОЧЁТНОГО МЕСТА В СИБИРСКИХ РЕЗЕРВАЦИЯХ." А это к какому месту? --- Да, не берите в голову, Анна. Возможно это в ближайшем будущем нам не грозит: увидеть янки на просторах Сибири. Но кое-кто рисует карты, где часть Сибири под флагами соседних держав. Хотя, помнится служил я в Советской Армии, в ТуркВО. Ездил в экспедиции в районы Тянь-Шаня, между Капием и Аралом. Кто бы мог тогда подумать, что это будет заграницей. Такие дела. / Н - ск, 29 апр 2009 /
|
|
Я ВЕРЮ В ПЕРСТ СУДЬБЫ / Анфисе / Вы будете смеяться, но я верю в перст Судьбы. Я перебираю институтские стенгазеты "Хроника вечеров общества книголюбов" Сибирского НИИ Энергетики. А там темы: - Сюрреализм Сальвадора Дали и социализм с человеческим лицом - книга В.Высоцкого "Нерв". Песенные тексты в книге, воздействуют или не живут без голоса В.В.? - Стихи А.Денисенко, это приём сокровеного или деревенские стишки? - etc. etc/ И становится понятно, если Вы не верите в чудеса и волшебный мир, то всё вокруг тускло и безрадостно: -- И в старый, престарый прабабкин ларец Был каждый припрятать готов НЕ ВЕТОШЬ ДАВНО ОТЗВЕНЕВШИХ КОЛЕЦ, А СТРОЧКИ ЛЮБИМЫХ СТИХОВ. -- / Всех благ, ув. Анфиса, Н - ск, 12 мая 2009 /
|
|
|
/ [92.113.119.60] Анфисе / - Л.Лилиомфи Вы загадочный человек!Это - плюс! Я тоже верю в сказки, домовых, леших и добро. Приятно, что есть еще люди, которые думают так же. ... ... Интересно. А по поводу перста судьбы... думаю, что все мы живем -не зря, у каждого свой -перст ..... Понимаете, Анфиса. Фокус в том, что сегодня очень модно СЧИТАТЬСЯ ПОЭТОМ, ПИСАТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ. Поэтому какой-нибудь модельер Зверев делится с читателем своими детскими фантазиями и т.п., Рома Зверь наваял книгу и пр., пр., пр. У нас, обычных людей, без наполеоновских комплексов осчастливить человечество, просто нет выхода. Мы обязаны, подчеркну это слово обязаны из той макулатурыц, которая на нас сыпется из почтовых ящиков (бесплатные газеты, журналы), из других источкиков - ОТОБРАТЬ стоющее, ТО, В ЧЁМ ЕСТЬ ИСКРА БОЖЬЯ. Отобрать и показать тем, кому это интересно. Если Вам интересно то, что запслуживает внимания, обращайтесь: / lisinkerls@mail.ru / / Нов - ск, 17 мая 2009 /
|
|